Путевые заметки о моей поездке на Черное море летом 2003 года.

Москва.
20 .06.03
Перелет из Бишкека в Москву занял всего 3.5 часа, без особых приключений и впечатлений. В Шереметьево-1 прилетели в 7 утра. Первые впечатления:
* Очень холодно :-) было в аэропорту рано утром, угнетал паспортный контроль;
* Пробка на дороге при поездке до метро "Речной вокзал";
* Метро - грязное, вагоны старые и замызганные, лица людей серые, без улыбок;
* Серпуховская площадь - очень красивый сквер с памятником А. Навои, ужасный переход подземный - без единого указателя;
* Большая Ордынка: двухэтажные особнячки,через дом - церквушки с колокольнями.
Гостиница при посольстве в 2-х этажном здании - уголок родной Киргизии, все там - и жильцы, и обслуга - киргизы, в номерах все по-киргизски, что на чужбине ;-)))) очень приятным показалось.

21.06.03
Из гостиницы вышла в 8 утра,температура воздуха - 15 градусов,тучи и дождь.
Пешком прошла до Каменного моста по Пятницкой. Перешла мост - и вот я уже и у
Кремля, ходила и глазела:
* великолепие Кремля,
* набережная Москва-реки,
* собор Христа-Спасителя,
* библиотека им. Ленина,
* памятник Петру.
То, что особенно мне нравилось, снимала фотиком, иногда прибегала в помощи прохожих, просила снять меня на фоне исторических мест. Прошла немного по Тверской вверх, где поражают воображение простого киргизстанца огромные рекламные щиты и экраны. Побродила по ГУМу, который тоже не узнать.
Зашла в "Макдональдс" на Пушкинской площади, попробовала их вкусные пирожки с вишней и мороженое.
Прокатилась на троллейбусе вверх по Ленинскому проспекту до конечной остановки - и назад, к Большому театру .
Погода менялась за день много раз. Вернулась в гостиницу в 4 часа дня, вечером хотела сходить в Большой драматический театр, который был через дорогу от гостиницы, но опоздала. Погуляла по Пятницкой и проявила первую отснятую в Москве пленку.

22.06.03
Утром договорилась о встрече с Селеной в Лаврушенском переулке, во дворике Третьяковки. Когда шла на встречу, слушала живой перезвон колоколов и даже посмотрела, как в них звонят, так как колокольни там невысокие. А на улице поразила тишина и воскресное малолюдье. Москва ли это?
"Поручик Ржевский" - кафешка, стилизованная под старинную харчевню у дороги, где были очень вкусный чай с жасмином и приятная беседа с умной и обстоятельной Леной.
В этот день еще имели место:
* перелет в Краснодар;
* автобус до Новороссийска;
* очень красивый закат,
* а еще воздух - совсем другой, в отличие от нашего, среднеазиатского. Очевидно, влажность другая, потому и дышится там легче.

Новороссийск.
23.06.03
Первым делом отыскала интернет-кафе и написала письмо домой, прогулялась до пляжа, полюбовалось морем и посмотрела монумент защитников города - загажен основательно отдыхающими, которые используют его как туалет;-). Вандализм. Вода
в бухте холодная и грязная, очень много водорослей. Пляж галечный, а галька крупная и вся в масляных пятнах. Купаться что-то в такой водичке после нашего чистого Иссык-Куля не захотелось. Но воздух морской, ветерок, солнышко утром не
очень жаркое, разноцветье трав на прибрежных холмах - все это очень мне понравилось и оставило приятное впечатление.

24.06.03
Лариса - на работе, а я гуляла по городу, проехала на троллейбусе до морского порта. Город за те годы, что прошли с предыдущего моего пребывания в нем, очень сильно изменился, стал красивее и чище, много новых и красивых зданий.
Отремонтированы в центре только ;-) первые этажи старых зданий. И очень красивая набережная вдоль всей бухты.

25.06.03
В этот день, предварительно купив цветы, поехали прямо с утра на кладбище, где похоронена наша мамочка. Оно сравнительно недалеко от города, расположено на холмах, почва которых - ракушечниковая. Но на ней, как это ни странно, все очень даже неплохо растет, поэтому на кладбище очень зелено и открывается красивый вид на море, причем открытое - за акваторией бухты. Сидели там у могилы и вспоминали нашего родного и очень дорогого для нас обеих человека. Как плохо, что ее нет с нами, плохо нам без нее, хотя мы и взрослые :-(.

Дагомыс.
26.06.03
За 8 часов автобусом добрались до Дагомыса. Дорога - вдоль моря, иногда с очень крутыми виражами, но очень красивая. Устроились у частников на ул. Ленинградской, улочка тихая, рядом с курортным комплексом Дагомыс. В этот день мы по нему и побродили. Впервые там разглядела вблизи деревья шикарные - МАГНОЛИИ, на
которые обратила внимание еще по дороге из автобуса. Блестящие, мясистые листья и огромные пахучие белые цветы. Деревья большие, высотой до 30 метров, размером как наши липы или клены, а цветы - ядовитые. У нас было даже что-то там типа аллергии потом. Эти деревья завезены из Америки, штат Флорида, им нужна
высокая влажность. В городе их очень много,они являются его символом. Очень там же, в Дагомысе, понравились и кустарники, усыпанные розовыми цветами, - ОЛЕАНДРЫ. Еще в Дагомысе мне понравился своей комфортностью пляж: пальмы,
море, лежаки, души и раздевалки, кафешки с живой музыкой и относительная малолюдность приятно удивили меня. Жители местные говорят, что много отдыхающих собирается только в августе и что сейчас еще совсем не сезон для отдыха, так как вода в море сравнительно холодная. Кроме этого, когда мы уже возвращались с пляжа домой, после заката солнца по мостику через пруд, вдоль
берегов которого понастроены времяночки для отдыхающих с видом на пруд;-), наш слух порадовал хор лягушек. Их так было там много и они так слаженно и разноголосо квакали;-))). После этого мы почти каждый вечер останавливались на мостике их послушать. В доме было тихо и уютно, как на даче нашей, только вокруг, вместо абрикосов и яблонь, росли пальмы и кипарисы, а еще виноградник создавал
хорошую тень. Спать легли мы с открытыми окнами под кваканье лягушек из соседнего с нашей тихой улочкой пруда.

Сочи.
27.07.03
Утром чуть свет, одержимые любопытством, вышли в надежде на хорошую погоду, а она не замедлила тут же испортится, что и должно было случиться, так как вчерашний закат был багряным и с тучками. Пока мы приехали на вокзал в Сочи, дождь разошелся так, как будто разверглись хляби небесные;-), и скорого
окончания, несмотря на наши надежды, не предвещал. Для того чтобы не простыть , пришлось выпить мне 50 гр. водки, которую моя сестрица раздобыла для меня, пока я обсыхала в зале ожидания вокзала. Купив билеты на экскурсию, пошли гулять уже
после окончания дождя по городу, который поражает своми ЗЕЛЕНЫМИ
насаждениями.Каких только там деревьев нет !
* Пальмы: банановые, южнокитайские, веерные, американские и т. д.
* Платаны.
* Тиссы .
* Кипарисы.
Все очень яркое, высокое, можно сказать, буйное,все деревья оплетены еще и виноградом с кистями синих ягод и всяческими лианами. В общем, за зеленью не видно зданий, да они в общем-то в такой роскоши зеленых насаждений и не смотрятся совсем.
В парке "Ривьера", куда нас повезли на экскурсию, - опять же магнолии, камфорные и бамбуковые деревья, клумбы с агавой и азалиями.
Морской вокзал и пляжи с аквапарками.
Мацеста с его сероводородными источниками.
Дендрарий с его садово-парковыми ансамблями.
Аллеи гортензий самых разнообразных цветов.
Все это так здорово, так красиво, что, если бы не мои бедные ноги, можно было бы бродить и бродить, впитывая, как губка, впечатления от непередаваемой красоты прекрасного курортноо города Сочи.
А какая там набережная вдоль реки Сочи! Непередаваемой красоты, усаженная шикарными платанами, которые так огромны и роскошны, их ветви склоняются в воду и создают чудесную прохладу в самый жаркий день. Домики, дворики, и кругом царствует замечательная растительность субтропиков: яркая, буйная, цветущая всеми цветами радуги.
28.07.03
Дендрарию г. Сочи мы посвятили целый день. Он существует уже больше ста лет, создан С.И. Худяковым. При входе прежде всего поражают аллеи гортензий и азалий. Территория дендрария состоит из двух парков: нижнего и верхнего. В нижем парке мне понравился садово-парковый ансамбль со скульптурой в центре, на
кототой изображена ЛЮБОВЬ. Он очень красив тем, что там цветы, деревья, трава и скульптура находятся в таком прекрасном сочетании, что дух захвытывает. В верхнем парке очень много самых разнооразных пальм, кипарисов и др. экзотических
деревьев. Все на площадках разной высоты, на склоне холмов. Немноголюдно, есть возможность посидеть, поглазеть, поговорить и перекусить, мы даже в одном месте полежали на травке под пальмами;-))). И разговоры, разговоры, разговоры. С
сестрой мы не виделись долгих 9 лет. И много о чем нужно было поговорить и выговориться каждой. Не всегда наши разговоры имели мирный характер, иногда мы
отчаяно спорили, доказывая друг другу в общем-то недоказуемое:-))).

29.07.03
Погода с утра была чудесной. Мы провели день в районе морвокзала. Прокатились на катамаране вдоль берега г. Сочи, позагорали на его палубе, поснимали город со
стороны моря и просто море, а также нам очень понравился теплоход Silver Shadow, что в переводе с английского значит "Серебристая тень".
Погуляли вдоль пляжа и его аквапарков, пообщались с обезьянкой Машей, которая проверила наши сумки, а черешню, которой мы ее угощали, как барсук, засовывала за щеки, а потом только съедала, разгрызая даже косточки. Пообедали и отдохнули
под огромными платанами, дожидаясь, пока нам отпечатают наши пленки. Это был уже последний наш день в Сочи. Завтра нужно было ехать домой, в Новороссийск.
Вечером - опять пляж ,море с его волнами,которые омывали наши ноги и закат солнца,а потом хор лягушек по дороге домой через мостик.

30.06.03.
Часть дороги назад была совершена нами на электричке до Туапсе для того, чтобы избежать серпантинов на автобусе по шоссе. В Туапсе тоже природа еще субтропическая, и замечательный по красоте бульвар цветущих магнолий, но час, который у меня оставался там до автобуса, я провела в интернет-кафе, написав
письма домой и на форум.
В Новороссийске уже природа совсем не та, там уже нет той роскоши субтропической зоны, сказывается и наличие промышленных предприятий, морского грузового порта.
Все проще и обыденней, но все равно море и морской воздух, и впереди еще четыре дня до моего возвращения домой, в Бишкек.

Новороссийск.
01.07.03
Отдыхала, никуда не выходя из квартиры. Читала книги с пометками мамочки. Открыла для себя Дмитрия Лихачева и З. Фрейда.

02.07.03 - 04.07.03
Каждый вечер проводила на набережной у морского порта. Один день каталась на теплоходе вдоль берега бухты, другой день шла пешком вдоль набережной и из цетра дошла в микрорайон, где жила, дорога туда заняла у меня больше 2 часов;-).
Два раза заходила в хачапурную, где наконец-то пропробовала это знаменитое блюдо. Иногда с сестрой, иногда одна - гуляла, гуляла и гуляла. Мне хотелось как можно лучше запомнить море, бухту, великолепие заката в порту и невообразимые по красоте цвета моря во время захода солнца.

05.07.03
Автобус в Краснодар, страшная жара и ожидание вылета самолетом в Москву. В Москве, через час после прилета, снова регистрация, жуткий паспортный и валютный контроль. И вот наконец-то я в кресле самолета, который везет меня, переполненную до краев впечатлениями самого разного содержания, домой.
Впечатлений много, больше приятных: о красоте природы, от встреч и разговоров с родным человеком, хотя мы с ней и совсем-совсем разные и прожили так по-разному жизни свои, но встретились, поговорили и очень хочется надеяться, что не в последний раз.

Дома в Бишкеке встретил дождь и родные лица: мужа и дочери.
И буквально со следующего дня меня подхватили дела служебные, дела семейные, так что отсканировать фото и написать эти записки я смогла только спустя 12 дней после приезда. Хорошо, что вела дневник и смогла восстановить свои отпускные впечатления.